«Короткий список» пятого сезона

Объявлен «короткий список» Литературной премии имени Александра Пятигорского пятого сезона

17 мая состоялось заседание жюри, на котором были определены пять (это максимально возможное количество в соответствии с положением о Премии) произведений:

  1. «Силы ложного. Опыты неполитической демократии» Олега Аронсона
  2. «О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе» Татьяны Горичевой
  3. «Теория литературы: проблемы и результаты» Сергея Зенкина
  4. «"Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г." Рукописная книга-дневник, созданная в Карлаге и история жизни ее автора Ольги Раницкой» – Ольги Раницкой / Зои Ерошок
  5. «Памяти памяти» Марии Степановой.

Ксения Голубович, председатель жюри, о текущем сезоне Премии и выборе жюри:
«Начиная с января 2018 года мы проводили открытые и публичные заседания кафедры Премии, где подробно обсуждали каждую из книг длинного списка. Записи этих обсуждений доступны на сайте. Обсуждения идут в принципиально позитивном ключе, мы собираемся не для того, чтобы критиковать книгу, а чтобы выявить ее энергию, ту ее философическую возможность, которая даст нашему мышлению еще один ресурс. И в этом году, на мой взгляд, важнейшей темой, прозвучавшей среди попавших в длинный список книг, властвовала тема мысли, которая позволит нам мыслить коллективное прошлое так, чтобы менялось наше настоящее. Чтобы обретать вид братства и памяти в здесь и сейчас. Мы словно хотим прорваться, вступить в контакт – не физический, а скорее мыслительный с чем-то в Прошлом, что позволит нам обрести новое наследство в будущем, продумать ту подчас странную и необычную мысль, которая способна удержать с нами и наших мертвых и наших живых. Словно бы проходя сквозь боль и травму как смертельный порог «невозможности мыслить», мы пытаемся найти новый параметр мысли, который позволит нам жить. В некотором смысле каждая из этих книг обладает еще свойствами руководства или учебника, она учит тому, о чем говорит. И именно это удивительным образом объединяет для меня все пять книг, которые – столь разные по жанру и стилю – вышли в итоге в короткий список.

Олег Аронсон – резко старающийся подвинуть всю нашу привычную оптику, чтобы мы увидели то, что остается от нас скрытым, и что если мы научимся его хотя бы замечать, хотя бы видеть, даст нам совершенно другие силы «Слабые силы», как он это называет, анархические и одновременно архаичные силы, неподвластные ни политике, ни государству (ибо они «до» политики и «до» государства, «до» этноса и нации), для прохождения сквозь собственное время.

Татьяна Горичева с ее работой иной мысли в свете христианства, которая опять же сдвигает каждую привычную рамку нашего мышления и меняет параметры каждого нашего суждения в свете ресурса события Откровения. Каждое эссе – одна рамка, одна мысль, один сдвиг, один яркий и точный довод, удар, который предлагает думать по-новому, учит быть слегка безумным именно потому что мыслишь. И в этом сдвиге видеть совсем иной мир, в котором и прокладывается путь человека. Ее удивительное мышление «другого» включает в свою сферу даже иное мышление «животного», тема, о которой мы вообще еще мало умеем думать и говорить.

«Теория литературы» Сергея Зенкина, написанная для тех, кто научился уже думать о литературе профессионально и теперь должен будет отказаться от всех выученных понятий. При этом сами понятия эти – давно со школы являются координатами нашего мышления, того, как вообще мы мыслим мир, героя, человека, рассказ о событиях. В случае Сергея Зенкина высокое литературоведение – это по сути изменение нашего мышления в его корне.

Метео-чертик – гениальная безавторская книга-история, которая разыгрывается буквально на наших глазах между нашим прошлым и нашим актуальным настоящим, среди многих стран, со многими выжившими свидетелями и с уже умершими участниками. Нас пробирает дрожь узнавания, когда мы, нынешние, выбираем извлекать из забвения и идти по пути мыслительной, эстетической, этической встречи с теми, кто умер, чтобы здесь в настоящем связать себя в свободном союзе. И получить возможность продумывать вместе новые параметры нашего существования.

«Памяти памяти» Марии Степановой – это литературная конструкция, мета-эссе о жизни памяти и смерти, созданное с единой целью – прикоснуться к тем, кто не перешел порога времени, и порога Большой катастрофы двадцатого века, осмыслить свой поколенческий опыт как опыт поколения пост-травматического, поколения «внуков», балансирующий между огромностью травматичного прошлого и тонкой полоской собственного бытия во времени.Степанова работает на грани сред – между биографией, современной арт-критикой, философскими эссе, и анализом фотографий в духе Роллана Барта. Отважно вступая на новую для себя территорию, она использует все в своих в поисках утраченного и осмысления той собственной «мысли» своей памяти о памяти, которая на деле творит ее саму, создает то, кем она сама же является.»

В мае-июне планируется серия встреч с авторами произведений, вошедших в короткий список пятого сезона. Лауреат Премии будет определен в июле.

Литературная премия имени Александра Пятигорского учреждена Фондом Александра Пятигорского с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества.