Елена Петровская – лауреат VIII сезона (2020-2021)

29 ноября 2021 года состоялось заседание жюри Литературной премии имени Александра Пятигорского. Лауреатом VIII сезона (2020-2021) стала Елена Петровская, автор книги «Возмущение знака. Культура против трансценденции».

Елена Петровская - Возмущение знака

Кирилл Мартынов, председатель жюри премии: «Большинством голосов жюри премия присуждена философу Елене Петровской  за ее работу "Возмущение знака. Культура против трансценденции". Премия вручается за исследования современности  вездесущем, но ускользающем объекте, судить о котором мы можем лишь по артефактам культуры. В своей работе Петровская исследует эти артефакты, протянувшиеся от фильмов Алексея Балабанова до сериала "Би-би-си" о Шерлоке Холмса, от фотографий Зофьи Рыдет до акварелей концептуалиста Франка Лейди. Концепция "возмущенного знака" позволяет Петровской заново поставить вопрос об эстетике современности, картографировав требование "мыслить образами", аффективную культуру и концепт "исторической травмы", еще недавно претендовавший на объяснение актуального состояния культуры в ее тотальности. Премия также вручается за постановку вопроса о новом месте философии в культуре  после того, как академия, пристанище философов в последние двести лет, разрывает контракты, ссылаясь на неэффективность и рыночную невостребованность факультетов философии». 

Ксения Голубович, член жюри: «Из всех пяти книг было выбрать непросто, потому что каждая из них соответствует духу времени и премии. Выбор книги Елены Петровской "Возмущение знака. Культура против трансценденции" не случаен. Это самостоятельное и очень собранное  авторское высказывание, корпус идей, внедренных в анализ непредсказуемо-различных участков современной жизни  социальной, художественной, политической. "Возмущение знака" показывает массовую культуру, внутри которой мы живем,  как сложную культуру переменчивых знаков, нуждающихся в нашем прочтении, или в которых нуждаемся мы для того, чтобы читать самих себя. Ибо сами эти знаки активны, они творят нас, пробуждая аффекты, не всегда для нас заметно объединяя нас в различные сообщества (поколенческие, вкусовые, политические), которые в том числе прописывают наши судьбы внутри времени. Важнейшей заслугой этой книги, на мой взгляд, является именно то, что что бы ни вставало в центр непосредственного содержания статьи  фильм Балабанова или творчество Пригова или фотографа Бориса Михайлова, это берется не просто как объект исследования, а скорее как действующий агент, как то, что влияет на нас, и в этом обратном луче правила чтения совсем иные, чем внутри специальных дисциплин. Но эти правила или возможности чтения дают нам не просто наблюдать себя, делать о себе выводы, а активно мыслить там, где мы сегодня живем непосредственно и через то, в чем мы живем». 

 

Специальной номинацией «Veteris vestigia flammae» от Кафедры Литературной премии имени Александра Пятигорского отмечена работа «Дедал» Миланы Алдаровой  за  воссоздание контекста греческой мифологии на русском языке и самоотверженный вклад в интеллектуальную культуру. 

Гасан Гусейнов, член жюри: «"След былого огня"  слова Дидоны об Энее, которая говорит, что тот пробудил в ее душе следы прежнего огня, оживил душу. Книги в этой номинации  вышедшие некоторое время назад, незаслуженно позабытые, не прозвучавшие в свое время, но разволновавшие нас сейчас, возвращающиеся в живой оборот. "Дедал" как раз такая книга».