Объявлен лауреат шестого сезона

1 июля 2019 года в Москве состоялось заседание жюри Литературной премии имени Александра Пятигорского, на котором был определен лауреат премии VI сезона (2018-19 гг.).

Олег Аронсон

Лауреатом премии стал Сергей Мохов за книгу «Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия», издательство Common place, 2018 г.

В пятом сезоне на соискание Премии было выдвинуто 34 сочинения. В «короткий список» сезона вошли пять произведений: «Комментарий к роману Владимира Набокова "Дар"», Александра Долинина, «Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия», Сергея Мохова, «Пауза созерцания. История: архаисты и новаторы», Светланы Неретиной, «Моя вселенная и Единая теория поля», Артавазда Пелешяна, «Искусство феноменологии», Анны Ямпольской.

Ксения Голубович, председатель жюри:

«В этом году премия продолжила свой путь эксперимента. И прежде всего с самой собой. Мы выбрали книгу, распределяющуюся - если говорить о жанре - между антропологическим исследованием, блогом, научно-популярным представлением новой темы и "рок-балладой" о смертности. Сергей Мохов - из пяти очень ярких исследователей короткого списка этого года - был выбран, пожалуй, как тот, кто стоит в самом начале пути и ищет новые способы описания и осмысления человека, его положения в мире и тех цивилизационных выборов, которые уже встали перед ним.

Он делает это на новом языке и в проблематике нового поколения "миллениалов". Книга говорит об опыте и первых поисках тех, кому предстоит жить, отсчитывая себя от нового тысячелетия и его новых технологий.
Жюри привлекло и то, что Мохов вынес на рассмотрение русскоязычной аудитории целую предметную область, которая прежде оставалась не вписанной в наше культурное поле, хотя уже давно - по крайней мере с 60-х годов прошлого столетия - является вполне законной не только для мировой антропологии, но и прежде всего для гуманитарной мысли.


Жюри привлекло и то, что Мохов вынес на рассмотрение русскоязычной аудитории целую предметную область, которая прежде оставалась не вписанной в наше культурное поле, хотя уже давно - по крайней мере с 60-х годов прошлого столетия - является вполне законной не только для мировой антропологии, но и прежде всего для гуманитарной мысли.


Русский язык обретает новые инструменты описания мира, в котором мы живем. Кладбище, "индустрия похорон" и новое "цифровое" устройство захоронения нами своих тел, становится у Моховая тем, что содержит мысль о нас, как она уже происходит с нами даже если мы к этому и не готовы. Эта мысль не продумана еще в полной мере, на каждой странице читателю найдется что сказать "самому", но именно поэтому о книге хочется говорить с собой и с другими. Ее футуристичность, и одновременно то, что за ней стоят не только другие книги, а еще и профессиональная полевая работа по сбору данных из самой "реальности", и определила, вероятно, выбор жюри.»

 

Гасан Гусейнов, член жюри премии:

«На вопрос, почему Сергей Мохов выиграл в этом году премию имени Александра Пятигорского, каждый ответит по-своему. Возможно, потому, что уже на стадии выбора короткого списка было ясно, что о Сергее Мохове хотят говорить столь многие, мешая критику с самокритикой, что нам, членам жюри, пришлось отвечать на шквал звонков и переспросов. Лично мне кажется, что премия едва ли не впервые полностью соответствует своему имени - провоцирующего философа, задающего академический вопрос, который жалит не только философствующую общественность, но и само общество. Так что Александр Моисеевич нас только похвалил бы за нашу "моховщину"».

 Размер премии составляет один миллион рублей.



Премия учреждена в 2013 году Фондом поддержки философии, интеллектуальной прозы и сохранения наследия Александра Пятигорского. Цель премии – возрождение интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества. На соискание премии выдвигаются сочинения, в художественном и смысловом строе которых выражены личная вовлеченность автора в вопрошания и поиски современной философской мысли и поддержка вкуса к философствованию как к неустранимому элементу современного стиля жизни.