Двухтомник Александра Филиппова Sociologia – работа, появление которой трудно переоценить. Это фундаментальный труд поистине мирового уровня. Результат двадцатипятилетнего творчества одного из самых одаренных и профессиональных социологов России. Свободно переходя от темы к теме, от одного проблемного поля к другому, Филиппов создаёт по-своему уникальный калейдоскоп из категорий, концепций современной философии, социологии и истории, поставленных на службу исследованию целой жизни – исследованию феномена власти. Филиппов не является эпигоном ни одной из концепций, наоборот, он претворяет суждение о каждой из них в свободный и требовательный разговор «равных». И власть уже перестаёт быть объектом исследовательского интереса, будучи обращённой в поле интереса антропологического – рассуждение о власти, не являющейся абстракцией. Ему удаётся показать, что мысль о власти, идея власти – не тривиальная инженерия, не рациональный замах на господство, не что-то заранее данное, состоявшееся и статичное. Нет, в этой книге власть – всегда предстоящее, и предстоящее любому лично. Но ещё и интеллектуальная проблема, философское решение и, в данном случае, предмет философской самоотдачи пишущего. Мне представляется абсолютно уникальным моментом то, что социология Филиппова – всегда философия, причём философия сущего, взятого в разнообразных срезах. Это всегда та или иная экзистенциальная – даже скорее не философская, а философическая, как у Чаадаева – позиция. Всегда взятая планка мысли. Не могу сказать, что эту книгу так уж легко читать. К ней нужно пробиваться как ко всякой поистине философской прозе, задача которой – требовать понимания, а не получать его... Перед нами – нечто подобное определению культуры Мерабом Мамардашвили. «Культура – это форма, в которой сознательно творится сложность». Александр Филиппов «сознательно творит сложность», но с таким доверием читателю, с таким мужеством одинокого (совсем по А.М. Пятигорскому) философствования, что проза его такова, что в ней действительно не присутствует ни единого лишнего слова, и это – точное попадание в то представление о читателе, внутри которого доверие автора – часть его опыта мысли, встроенной в концепцию понимания РЕАЛЬНОСТИ мысли, которую существенно необходимо заслужить. Пожалуй, это все, что мне хотелось бы сказать относительно представляемого мной на Премию труда.